Гусманов М.Ж. Принципиальные различия между консультированием и психотерапией

Принципиальные различия между консультированием и психотерапией

  

Гусманов Марат, психолог

 Аннотация. В статье даются  определения и различия между консультированием и психотерапией. 

Ключевые слова: психологическое консультирование, психотерапия, метафора, принципы, мышление, процедуры. 

Эл. адрес: gusmarat@mail.ru 

Отличение 

Предлагаю делать различения по способам работы с человеком, и с какими, прежде всего аспектами работают. Как и с чем. Как строят коммуникацию с клиентом и через что в человеке оказывают вспоможение. Когда человек обращается за помощью, специалист сужает взаимодействие с ним через только одно проявление психики; переключает с одного аспекта психики на другой; актуализирует один или несколько сторон психической жизни. Так создаются школы и специализации. Консультирование занимается интеллектуальными затруднениями и решает их через интеллектуальный подход –  с достижением ясности понимания, коррекцией решений и т.п. Консультирование – это работа с психикой только через  мышление. Это первое отличие. И ответ на вопрос: «с чем».Естественно, результаты консультирования отражаются на всем массиве психики, в теле и поведении. Любая психотерапия  влияет на улучшение интеллекта, на способности мыслить. Работает ли она с бессознательным через дыхание, с сознанием через семантику и фонетику речи, или с взаимоотношениями через тело и чувства. Но в консультировании отсутствуют техники как таковые. Я постулирую отсутствие лечения в виде назначений и интервенций, которые есть в психотерапии. Нет терапии, значит, нет процедур. В этом второе принципиальное отличие от психотерапии.Техник нет, есть принципы, общие положения. Это ответ на вопрос: «как». Эти принципы могут сочетаться с разными модальностями, индивидуальными стилями и подходами. Например, когда в экзистенциальной психотерапии клиента «подводят» к ответственности, а не предписывают ее взять. Собственно, психотерапия в этот момент становится консультированием.В психотерапии же есть техники и практики, то есть процедуры. Это означает, что ответственность во взаимодействии с клиентом распределяется по-другому, не так как в консультировании. Как крайний вариант распределения ответственности, допускается отсутствие для клиента возможности поработать самостоятельно для изменений, пусть в каком-то фрагменте, пусть под супервизией терапевта. Когда ответственность за терапевтический эффект, за решение проблемы принадлежит только психотерапевту. Есть лечение, терапия, и клиент становится пациентом. Он только испытывает терапевтическое воздействие, принимает снадобье. К примеру, когда его «кодируют» от зависимости. При таком варианте распределения ответственности психотерапия становится клинической. Более распространено обладание ответственностью и клиентом и терапевтом.  Например, когда клиент исполняет поведенческий совет терапевта. Ему надлежит что-то сделать самому, но что указал терапевт. То есть выполнить назначение. Активен и тот и другой.Но это еще не полный признак психотерапии. Ведь и в консультировании есть готовые предложения от консультанта – советы. Собственно, такие интеллектуальные интервенции уже являются переходом в психотерапию. Так что техники в области мышления – это уже терапия.В отличие от консультирования в психотерапии работают не только на умственной территории психики, но и в других областях. Это ответ на вопрос: «с чем». С этими другими областями встречаются и работают через такие феномены как голос, дыхание, зрение, слух, тело, телодвижение, поведение и т.д. Для исследования, развития и решения вопроса может предоставляться внешняя физическая территория, субъекты и объекты.  Это второе отличие психотерапии от консультирования. И ответ на вопрос: «как».Мысли, соображения пациента, опять же в отличие от консультирования, важны не в первую очередь, а во вторую. В первую очередь то, с чем работают в данной школе психотерапии – например, чувства или  взгляды.Таким образом, отличения между консультированием и терапией мы делаем, пользуясь двумя параметрами: полем деятельности и распределением ответственности между терапевтом и клиентом за работу в этом поле.Условно говоря, консультант, работая в интеллектуальной сфере, больше 50% ответственности не имеет. И это понятно: если человек чего-то не понимает совсем, то и проблемы в этом месте быть не может. Когда взято на себя больше ответственности в этом поле, и работа/изменения совершаются уже больше за счет собственных усилий – деятельность фасилитатора, коуча, тренера, учителя, репетитора, логопеда, священника, врача становится терапевтической. И уж тем более, если не в интеллектуальной сфере.Эти два параметра уже проясняют соотношение и разницу, выстраивая родственные дисциплины в линейку.Психиатрия – психотерапия – консультирование – патронаж (сопровождение, коучинг). Используя эти и подобные параметры, можно построить социально-психологическую «таблицу Менделеева»J. 

Принципы психотерапии  

1.Режиссура        

Заявляемая проблема клиентом корректируется до формы, с которой можно найти возможность совершать действия, от  экспликации проблемы до ее трансформации. Поиск использования принципиальных возможностей или метафоры клиента или метафоры психотерапевтической школы.

2.Дозировка      

Назначение терапевтической процедуры должно отвечать требованиям безопасности: у клиента должно хватать ресурсов для переживания моделируемых воздействий/взаимодействий. Принцип соответствия ресурсов назначенной форме и глубине процедуры.                                                                                                      

3.Активность

Так как для клиента решение проблемы, даже рядом с терапевтом, есть экстрим, задача терапевта исключить уходы от решения и катализировать работу над проблемой. Терапевт комбинирует способствование, поддержку, требования, фрустрацию, мотивацию. Принципиальное отличие психотерапии от медицинского лечения: клиент работает в предложенном формате. В медицине – не работает. Ему делают процедуру.    Диалог во время работы не должен заменять  проделанную работу, быть уходом от нее. Принцип: меньше говорить – больше делать в предложенной технике.                                                                                              

4.Деметафоризация

Проговор после терапевтической сессии, если он есть, не должен нивелировать работу, переобъяснять ее. Вместе с тем проговор должен обеспечить закрепление и развитие результата. В том числе и за счет деметафоризации. В диалоге выясняется и корректируется понимание проделанной работы и ее результатов. Такой полезный проговор не путать с интерпретацией оных клиентом и терапевтом. Открытие и понимание, о котором идет  речь, в шутку можно назвать конечной интерпретацией.    Если драматист назначает клиенту выбрать на роль родителей участников группы, и он это назначение выполняет –  психотерапия уже началась. Как и в консультировании, психотерапевт делает так, чтобы клиент что-то предпринял; в сторону разрешения, конечно. Есть распределение ответственности, то есть, возможность поработать клиенту, как и в совместной мыслительной деятельности на консультации.В консультировании тоже есть назначения. Это советы, рекомендации, объяснения. Но если при этом остается ментальная территория, где клиент доработает данные предложения для прояснения самому себе своего вопроса – такое интеллектуальное взаимодействие остается консультированием.Используя вышеперечисленные принципы терапии, исправляясь и выпрямляясь, психика восстанавливает/обретает свойства –глубину, гибкость, ламинарность процессов, их скорость. Есть не только тонкость душевной организации, способной различать, но и способность упрощать. Но это не «грубость» душевной организации. Это освобождение от излишней интеллектуализации и восстановление контакта с реальностью.  

Принципы консультирования. 

1.Жизнепровозглашение

В проблемной зоне консультирующегося процессы и продукты мышления  должны  быть проверены на экологичность. Они должны способствовать оздоровлению. Консультант обнаруживает и исключает в обдумывании клиентом своей ситуации известные невротические механизмы: рационализацию, избегание, вытеснение, сублимацию и другие. Например, консультант  высказывает несогласие с желанием клиента не обращать на что-либо внимания  как с нездоровой тенденцией и предлагает все-таки обращать внимание, остаться живым, реагирующим, но по-другому. Консультант идентифицирует дефекты в мышлении. Диагностика есть, но она специфицировна для проверки жизнепровозглашения. Допускаю, что могут быть решения, когда жизнь приноситься в жертву чему-либо другому. Например, идеалам.

2.Активность

Консультант, ограничивая уходы от здоровых тенденций, может вести или не  вести клиента к какому-нибудь результату. Клиент может сам обдумывать более здоровый способ реагирования, обсуждая ход своих мыслей и их результат с консультантом. Другой вариант: консультант может высказать свои соображения как частное мнение, и даже в весьма активной форме.  Но и в этом варианте  клиент додумает и оценит их на эффективность. Консультант инициирует и катализирует умственную деятельность для решения заявленного клиентом вопроса.

3.Ясность

Вектор, ход мысли на континууме осознавания с помощью консультанта прорабатывают как в прямом, так и противоположном направлении, а так же и во всех мыслимых. Способствуют разрыву ригидных причинно-следственных связей, умению строить их по новому, эффективно, с привлечением необходимого материала и умению эти связи распускать. Также могут предлагать, подсказывать, информировать о различных вариантах. Континуум уже не континуум. Линейность становится комплексностью. Клиент обдумывает максимально возможное количество возможностей и выборов, понимает целостнее, понимает целое. Консультант помогает осознать дихотомию. 

4.Качество обдумывания

Консультант обеспечивает введение, учитывание и удерживание контекстуально-необходимых факторов в ре/конструируемом мышлении.  Используя вышеперечисленные принципы, мышление приобретает свойства –  честность, непредвзятость и объективность, безупречность, качественное оперирование данными, глубину, гибкость без пораженчества, регулирование своей скорости и т.п.Мышление по моему разумению – это способность делать верные заключения, выводы, суждения, оценки, понимание взаимосвязей.Мышление, чья роль в некоторых школах  психотерапии умаляется, необходимое и, при его хорошем качестве, без концептуализма,  достаточное условие для хорошего самочувствия, эмоциональной зрелости, осознавания моделированности интеллектуальных продуктов, полноценной жизни соматически здорового человека, прежде всего. 

Собеседование – совместное обдумывание и предложения по коррекции организации психики, практики  -   мероприятия по организации психики

Эти принципы психотерапии и консультирования сочетаются со стилем их реализации. Скорость хорошей психотерапии и консультирования определяется темпом работы клиента. Как и во многих школах, предлагается не опережать клиента в работе, а идти рядом и, более того, иногда позже клиента, намерено замедляя его. И терапевт, и консультант соразмеряют темп, отслеживают и учитывают  индивидуальную скорость продвижения клиента, влияют на нее. Не «делают» его, а сотрудничают.Отличие консультирования от психотерапии не предполагает наличие или отсутствие преимуществ у кого-либо из них. Например, в некоторых консультационных ситуациях мы можем не дождаться актуализации интеллектуальных возможностей клиента. Вполне уместно будет использовать свое профессиональное психотерапевтическое понимание, для изменений и здесь, сейчас в сессии, и тогда, потом в социуме. Мы вольны перевести ход работы или в русло терапии, или в русло консультирования.Сравнивая в драматизме психотерапию и консультирование, последнее протекает мягче, менее болезненно. Объясняется это переводом работы в область мышления. Разумеется, это не означает, что такая работа менее эффективна. И в психотерапии и в консультировании имеющуюся у клиента метафору о проблеме мы можем с успехом использовать для работы. Или, мы можем использовать готовую психотехнологию - метафору, в которой предложим работать клиенту для решения проблемы. Но. Автор считает весьма полезной деметафоризацию. Тогда мы добиваемся ясности. В психотерапии я добиваюсь деметафоризации  после решения проблемы, а  в консультировании и для ее решения и после ее решения. Мы прорешиваем рационализацию. Хотя мы это требуем/просим для себя,  она работает против рафинированности клиента, его дистанцированности от реальности. Серьезная проблема – человек уходит в интеллектуализации, верит в метафоры как истину. Например, в консультировании навязывание консультантом «авторской» метафоры может означать появление/существование ещё одной ментальной школы. Тоже с претензией на познание «истины».Автор считает полезной демистификацию процесса консультирования и терапии в глазах клиентов, если мы претендуем на научность нашей работы. Напускать дым удел параллельных цехов. Иначе они не выживут.Только теоретически, отвлеченно какая-нибудь сторона, аспект психической жизни – мысль или чувство, дыхание или поведение, есть отдельный феномен, форма психики. Через каждый аспект, феномен уникальным способом проявляется психика, что и дает нам уникальную же возможность для продуктивной встречи с ней в специфической для каждой школы манере. Тогда и становятся возможными признанные процессы и результаты психотерапии и консультирования – интеграция и достижение целостности, индетерминация и свобода, восстановление связей и трансценденция. Процессы и состояния  здоровой психики.

И в завершение еще раз о различиях и определениях консультирования и психотерапии, коротко. Собеседование, то есть, консультирование, – совместное обдумывание организации психики. Практики, то есть, психотерапия  -   мероприятия по организации психики.  

Psychological consulting - separate humanitarian scientific discipline.

Definition, principles and philosophy. 

Gusmanov Marat, the private (individual) psychologist. Summary.

In given article defines psychological consulting and difference from psychotherapy.

Principles and general provisions of consulting are described. 

Key words: psychological consulting, psychotherapy, metaphors, principles, thinking, procedures.