МАКАРОВ В.В. ИНТЕГРАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеграция в психотерапии и психологическом консультировании  Российской Федерации 

Макаров В.В.         

Психотерапия  молодая и бурно развивающая область. Её история приближается к двум столетиям.  И это объяснимо, ведь для  общества психотерапия необходима  в эпохи индустриального и постиндустриального развития. Когда традиционные социальные институты, на протяжении столетий и тысячелетий регулирующие психическую, душевную и духовную жизнь человека, группы и общества в целом, часто оказываются не достаточно эффективными. В отличие от них психотерапия готова  быстро реагировать на социальные перемены, а иногда даже предвосхищать эти перемены и способствовать адаптации человека, семьи, группы и общества в целом, в постоянно изменяющемся мире.        

Важно учесть, что сама  психотерапия длительное время была растворена в философских и психологических концепциях, духовных практиках, религиозных обрядах, медицине, педагогике, произведениях искусства. Нам важно открыть психотерапию. И исследователи и практики в области психотерапии уже выделили и накопили множество технологий воздействия на человека и группу. Сложились и теории отдельных модальностей.  Необходимо учитывать и незначительную продолжительность  активной жизни многих методов.  Поэтому особо важной задачей  является  сохранение достижений и открытий каждой  модальности после того, как она прекратила своё существование.  Важно сохранять и обобщать достижения и создавать психотерапию.       

В истории психотерапии можно обнаружить, что до Революции 1917 года психотерапия в России развивалась вместе с психотерапией развитых стран Европы. Российская психотерапия живо интересовалась всем тем новым, что появлялось за рубежом. Новые подходы проходили апробацию и внедрялись в практику. Кроме того, уже тогда российская психотерапия отличалась клиницизмом. Специалисты были подготовлены в области клинической медицины. Свои психотерапевтические знания и умения применяли в работе с больными в медицинских учреждениях различного профиля. В Советский период, в тоталитарном обществе, психотерапия развивалась  в весьма  усечённом, фрагментарном варианте. Сложилось две школы: московская и ленинградская.  Московская школа испытывала значительно большее влияние медицины в целом и  психиатрии в частности. А в течение последнего десятилетия официальная психотерапия в России во многом вошла в структуру психиатрии, как одна из её составляющих. Ранее соединение психиатрии с психотерапией и дало развитие специальному направлению – клинической психотерапии.   По нашему определению, это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется. Важно отметить, что практическая психология во время становления клинической психотерапии в нашей стране не была  развита. Поэтому её влияние в клинической психотерапии оказалось весьма незначительным.

Клиническая психотерапия получила наибольшее развитие в психиатрии для лечения пограничных состояний и в наркологии при терапии некоторых форм зависимостей. Кроме того клиническая психотерапия развивается в психосоматической медицине, онкологии, гинекологии, других разделах медицины. Самостоятельными разделами клинической психотерапии являются психотерапия детей и подростков и семейная психотерапия. Клиническая психотерапия традиционно использует свой сложившийся набор модальностей. Их всего три: гипноз, аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Впрочем, запрета на использование других модальностей не было и нет. И каждый специалист волен привлекать знания и умения из других . Ведь клиническая психотерапия с самого начала складывалась как эклектическая система В дальнейшем всё увеличивается число специалистов, занятых клинической психотерапией. Так по данным А.А. Чуркина и Н.А. Твороговой численность врачей психотерапевтов в Российской Федерации постоянно возрастает. И за  два последних десятилетия   увеличилось с 755 человек на всю федерацию в 1990 году до 1822 человек в 1998 году. Увеличился и коэффициент совместительства – с 1,3 в 1990 году до 1,8 в 1998 году. А это значит, что рабочие места психотерапевтов занимают врачи других специальностей, зачастую мало подготовленные в области психотерапии. По нашим же расчётам(1) в ближайшие годы число врачей-психотерапевтов из выпускников медицинских вузов должно увеличиваться по 80 человек на всю Российскую Федерацию ежегодно. Всё это при условии, что законодательная база психотерапии не изменится. Это при условии, что  специалисты будут покидать ставки врачей-психиатров. А ведь эти ставки так же не полностью заняты. И вакансий там не меньше чем в клинической психотерапии.  Клиническая психотерапия является нашим национальным достоянием.

Сохранение и развитие данной модальности представляется важной задачей. Вместе с тем  отождествление клинической психотерапии со всей психотерапий вообще представляется ошибочным. Эта вредная и пагубгная ошибка широко распространена в медицине нашей страны. В результате всю психотерапию считают принадлежащей психиатрии и готовить психотерапевтов возможно только из числа врачей-психиатров со стажем практической работы не менее трёх лет. Такое заблуждение вредно сказывается как на дальнейшем развитие клинической психотерапии, так  и всей психотерапии постсоветского пространства.Вместе с тем, в последние три десятилетия клинические психотерапевты начали интересоваться  психологическими подходами в психотерапии. А таких подходов открылось перед нами  множество. И они обеспечивают не только концептуальное понимание расстройств, но и объяснение методов воздействия – техник. Отличие этой психотерапии в её технологичности. Когда методы воздействия можно разложить на их составляющие.  Клиническая психотерапия начала обогащаться практической психологией. Новое движение в психотерапии началось далеко за пределами профессионального сообщества, в среде, критиковавшей советский строй и ставящей своей целью его свержение, — в среде диссидентов. Это еще раз подчеркивает антагонизм современной психотерапии и тоталитарного государственного устройства. Из-за железного занавеса, разделявшего нашу страну и развитые страны, к нам начали попадать отдельные психотерапевтические издания. Они переводились и распространялись в ксерокопиях. А когда этот занавес лишь немного приподнялся, таких изданий стало больше. В большей степени они касались психотерапии западного мира. Впрочем не обходили стороной и концепции Востока, чаще опять же через призму западного опыта. Этими изданиями интересовались научные сотрудники, представители творческой интеллигенции, некоторые врачи и отдельные психологи. Переводились книги. И каждая такая книга становилась событием, открывающим новые горизонты. Ксерокопии книг распространялись по стране. Сложились группы людей, специализирующиеся на распространении ксерокопий переводов книг. В последующем часть этих переводов была издана типографским способом. Появились сторонники тех или иных направлений психотерапии, проповедующие эти учения. Вслед за ними появились те, кто проповедовал свои авторские подходы, основанные на зарубежных концепциях. И те и другие самоучки почти всегда были талантливы и мало образованы как профессионалы психотерапии.Собрания интересующихся новыми подходами проходили негласно в малых неформальных группах. Проповедники зарубежной психотерапии сосредоточились на пропаганде новых психотерапевтических подходов и образовании своих сторонников. И в меньшей степени, точнее даже лишь единицы из них, занимались психотерапевтической практикой. Обученные ими специалисты сразу приступали к обучению новых желающих, благо недостатка в таких желающих не было. Так осуществлялось наше первое открытие зарубежной психотерапии. 

Начиная с конца восьмидесятых годов  психотерапия была занята освоением новых методов и технологий. В этой области открывались всё новые захватывающие возможности. Именно в это время  психотерапией в России начали заниматься психологи, ранее сосредоточенные на теоретических,  часто оторванных от жизни изысканиях и психологической диагностике.Наиболее интенсивно освоение новых методов началось далеко от столиц - в Сибири. Там отсутствовали сложившиеся школы “советской психотерапии”, да и административные ограничения по идеологическим мотивам были менее последовательны. Этот своеобразный взрыв на востоке страны характеризовался: демократичностью, экспансией во внеклиническую среду и интересом передовой интеллигенции к психотерапии; убеждением, что концепции являются порождением своего времени, но многие техники психотерапии с ними не связаны и даже прослеживаются с древних времен; резким опережением практики по отношению к  теории. Наряду с психотерапией Запада изучались духовные практики Востока и народная медицина и духовные практики России.Складывающееся новое направление в психотерапии основывалось на медицине, как клиническая психотерапия, на психотерапевтических модальностях Запада, духовных практиках и народной медицины Востока и России.Так широкую известность и популярность приобрели красноярские декадники по психотерапии. С 1987 по 1996 годы   они собирают психотерапевтов, представляющих разные модальности, психологов, представителей  смежных профессий. В течение десяти дней  читаются лекции, проводятся дискуссии, тренинги, круглые столы, семинары по различным направлениям психотерапии.  В результате складывается новое направление психотерапии- Российская мультимодальная психотерапия.

Современная клиническая, эклектическая психотерапия в нашей стране постепенно трансформируется в мультимодальную  российскую психотерапию. Эта психотерапия основана на нескольких школах. Она глубоко переработала  теорию и практику этих школ. Она всё же является национальной российской, ибо в основе её лежит  чисто российский  метод- клиническая психотерапия.  После 1990 года  психотерапевтические декадники  начали широко проводиться  в ряде городов России и в Казахстане, а  с начала нового тысячелетия и в дальнем зарубежье.         

Декадники являлись частью образовательного процесса. В последующем оказалось, что это образование близко в предлагаемому  Европейской Ассоциацией Психотерапии      Когда профессиональное образование психотерапевта осуществляется на базе завершённого (высшего) образования  и состоит из: теории,  практики и  эксклюзивного раздела  личной терапии.  Уровень профессиональной подготовки психотерапевта  подтверждается национальным сертификатом психотерапевта. А  его соответствие  международному уровню подтверждается Европейским Сертификатом Психотерапевта и внесением в Европейский Реестр Профессиональных Психотерапевтов.       

Как известно, сама психотерапия традиционно  складывается из отдельных методов  или модальностей. Число их постоянно, с каждым годом, множится и уже исчисляется несколькими сотнями или даже тысячами. Модальности могут конкурировать между собой, относиться друг к другу терпимо или безразлично. Причём сравнение модальностей друг с другом обычно проводится  сторонниками  конкретной модальности и всегда в пользу данной модальности. Этим же грешат и исследования эффективности психотерапии. Вместе с тем, отдельные модальности  часто близки друг другу и даже повторяют друг друга, независимо приходя к близким  теоретическим построениям и практическим результатам.        

Так мультимодальная психотерапия начала своё развитие в Советском Союзе в конце восьмидесятых годов минувшего столетия.  После длительной дискуссии, Европейская Ассоциация Психотерапии признала за Российской психотерапией право называться мультимодальной. В последующем  выяснилось, что похожие варианты терапии развиваются  не только в России и постсоветских республиках: Украине, Белоруссии, Литве, Латвии; а так же Германии, Италии, Польше, и в ряде других стран Европы. Кроме того, возникли терминологические трудности.    Ведь понятие -  мультимодальная психотерапия предложена группой авторов, специалистов в различных областях психотерапии, во главе с А. Лазарусом (Lazarus А. 1989, 1992, 2001). Основой метода является положение о том, что любое психическое расстройство проявляется в нескольких взаимосвязанных измере­ниях или модальностях - BASIC-ID: поведение (В — behavior), эмоции (А — affect), ощущения (S — sensibility), представления (I — images), когниции (С — cognitions), взаимоотношения с другими людьми (I — interrelations), медикаментозная и другие зависимости (D — drugs), вызывая специфические для данных модальностей нарушения.           В связи с тем, что понятие мультимодальная психотерапия, пусть совершенно в другом смысле, уже используется А. Лазарусом и сотрудниками, мы изменяем принятое ранее наименование Мультимодальная российская психотерапия на новое название Полимодальная психотерапия (Polymodal Psychotherapy)            

Полимодальная психотерапия (ПМП) – метод психотерапии, в котором объединены теоретические, концептуальные и методологические построения, подходы и технологии выбранных модальностей психотерапии, что образует на основе их достижений новую систему психотерапии. Плюрализм выделенных методов ограничивается личным опытом (образовательным, практическим) специалиста, а также общетеоретической подготовкой и корпоративной этикой психотерапевтов. Кроме того, целостность созданной системы помощи поддерживается каким-либо одним из трёх вариантов «сборки»: эклектическим, интегративным и системным. В ближайшее время психотерапевтической общественности будут представлены критерии для выделения каждого из указанных  вариантов ПМ.  В кратком изложении выделим следующее:·          Эклектический вариант - специалисты используют всё, что могут реально использовать при решении своих профессиональных задач, всё, что «работает», но так, что не приводит к профессиональным искажениям и злоупотреблениям (например, используют суггестии так, чтобы не злоупотреблять доверием клиента и не вводить его в заблуждение относительно природы человека и социума);·         

Интегративный вариант -  специалисты используют одну базовую в их образовании модальность, которая становится «доминирующим» подходом, который тем не менее не отменяет интерес к другим методам психотерапии, независимо от того, являются ли они «родственными» или «антагонистическими». В основе интеграции методов должна лежать личная ответственность специалиста, его индивидуальные способности к интеграции различных взглядов на человека и мир, либо интегрирующая методология. На сегодняшний день складывается ряд подвариантов, которые можно обозначать как: полимодальная клиническая психотерапия, полимодальная суггестивная психотерапия, полимодальная транзактная терапия, полимодальная терапия творческим самовыражением и т.д.. ·         

Системный вариант - специалисты используют целую систему различных приёмов и методов работы с другим человеком, которые объединяются единой целью, т.е. системообразующим принципом является цель помощи. Например, цель может быть выражена как помощь в выработки полноценной адаптации человека к современному обществу. При этом болезнь или иное расстройство понимается как «опасный вариант адаптации». Помощь заключается в более тонком и полезном для клиента приспособлении. Такая система психотерапевтической помощи будет включать в себя различные разделы, совокупный смысл которых можно выразить как «культурная деятельность», что соответствует новому пониманию психотерапии как отдельной, независимой профессии: собственно психотерапия, консультирование, коучинг, медиация.Любой вариант полимодальной терапии предполагает здравомыслие и зрелость личности психотерапевта, его независимость от какой-либо одной «модальности» психотерапии, гибкость, широту взглядов и реалистичность. Психотерапевт ПМП обязан пройти «личную терапию» и супервизию со стороны уполномоченного на это наставника.С нашей точки зрения, полимодальность, интегративность является основным, магистральным путем развития психотерапии ХХI века. Ведь стремление максимально полно использовать потенциал психотерапии, по сути дела, не оставляет нам других столь же перспективных возможностей.Можно сказать, что выделение отдельных модальностей  и интегративный   подход в психотерапии сегодня  представляются главным в понимании будущего. История развития психотерапии  часто  шла путём трагического разрыва учителей со своими учениками, изменявшими частоте метода или даже предлагавшими свой метод. Творчество внутри школ было возможно только в освоении содержания данных школ. Интерес к другим школам психотерапии расценивался как нелояльность. Ещё и сегодня есть множество профессионалов глубоко знающих модальность в которой они работают и ничего другого. Лидеры отдельных модальностей заняты охраной своих границ и частоты рядов.  Тогда как мультимодальный подход предполагает полную реализацию творческого потенциала на всех  этапах освоения и применения психотерапии.  Впрочем, далеко не все распространённые модальности сегодня настроены на кооперацию с другими методами. Многие остаются закрытыми. Становлению мультимодальной российской психотерапии способствовало и формирование профессионального сообщества психотерапевтов.          

В 1996 году  создана Профессиональная Психотерапевтическая Лига (Лига). Она объединяет различных специалистов в области психотерапии. Членом лиги может стать профессиональный психотерапевт или обучающийся психотерапии. Лига входит в Европейскую Ассоциацию Психотерапии (ЕАП). Она является зонтичной организацией  ЕАП на территории России.Сама ЕАП является молодой, динамично развивающейся, включающей в себя 39 стран Европы и самым крупным объединением профессионалов по принципу принадлежности к профессии психотерапевта. Ей всего одиннадцать лет, и по Европейским стандартам ее можно отнести к совсем юным общественным объединениям.Лига разделяет созданные ЕАП положения Страсбургской декларации по психотерапии. А значит, признает психотерапию отдельной, самостоятельной профессией.Лига представляет российскую психотерапию и во Всемирной  Совете по Психотерапии. Это также молодая организация, возникшая по инициативе ЕАП. . Сегодня она объединяет крупнейшие национальные психотерапевтические ассоциации со всех континентов, из более 90 стран мира.Профессиональная психотерапевтическая лига России в настоящее время:— занимается образовательной деятельностью в области психотерапии и смежных областей. Реализует большие образовательные проекты с сертификатами Лига, сертификатами Европейской Ассоциации Психотерапии, сертификатами супервизоров Лига. Проводит обучение специалистов в регионах, в Москве, за рубежом. Европейские сертификаты психотерапевта в Российской Федерации выдаются  Лигой;— объединяет усилия ведущих российских и зарубежных специалистов в области образования. Публикует перечень школ и отдельных профессионалов, признаваемых Лигой компетентными для реализации образовательных программ Лиги;— содействует развитию и поддержанию творческих и деловых отношений внутри Лиги, с другими лицами и организациями, с зарубежными партнерами и международными организациями;— занимается научными исследованиями в области психотерапии. Собирает и обобщает опыт научно-практических разработок в области психотерапии, в том числе полученный членами Лиги;— организует съезды, конференции, семинары в России и за рубежом;— занимается психотерапевтической практикой. Создает психотерапевтические подразделения, где внедряет новые подходы терапии;— защищает профессиональные интересы членов Лиги. Предпринимает усилия по распространению цивилизованной психотерапии;— пропагандирует психотерапию, в том числе в средствах массовой информации;— содействует формированию в обществе цивилизованного рынка услуг в области психотерапии;— создает рабочие места для психотерапевтов;— занимается издательской деятельностью и распространением профессиональных изданий. Издает библиотеку психологии, психоанализа и психотерапии;— объединяет специалистов, профессиональные группы и общественные организации в области психотерапии. Внутри Лиги ее члены объединяются по интересам к отдельным направлениям психотерапии и в секции по профессиям;— оценивает вклад организаций и отдельных деятелей в развитие психотерапии, в сохранение и развитие психологического здоровья и награждает их медалями и дипломами Лиги. По данным направлениям вводятся номинации: “Специалист года”, “Организация года”, “Достижение года”.Средства Лиги формируются из вступительных и членских взносов, добровольных и целевых взносов.Важнейшим аспектом работы  Лиги  является разработка  проекта закона  Российской Федерации «О профессиональной психотерапевтической деятельности». Данный проект в июне 2000 года представлен для обсуждения в профессиональном сообществе. Лига,  совместно с Национальной Федерацией Психоанализа явилась инициатором объединения всех психотерапевтов и психологов  консультантов нашей страны в Общероссийский совет по психотерапии и консультированию. В настоящее время новая  организация  проходит этап своего становления. Сегодня Профессиональная Психотерапевтическая Лига объединяет  более 3000 тысяч психотерапевтов из России; Белоруссии, Германии, Израиля, Казахстана, Киргизии, Италии, Латвии, Узбекистана,  Украины, Эстонии ряде других стран. Данные профессионалы принадлежат к различным модальностям психотерапии, интересуются мультимодальной психотерапией и говорят на русском языке.      

В настоящее время в России уже сложились авторские методы интегративной психотерапии. В их числе можно назвать «Терапию творческим самовыражением» М.Е. Бурно(2) и «Дианализ» Ю.В. Завъялова (3). С нашей точки зрения, мультимодальность, интегративность является основным, магистральным путем развития психотерапии ХХI века. Ведь стремление максимально полно использовать потенциал психотерапии, по сути дела, не оставляет нам других столь же перспективных возможностей. Мультимодальная психотерапия в России ещё не сложилась .Она формируется в последние годы с нашим участием и нашими усилиями!     Теперь о будущем психотерапии и психологического консультирования в нашей стране.   Философы, футурологи, фантасты, прогнозирующие будущее человека и земли, приходят к разным, возможно, диаметрально противоположным выводам. Различные представления о будущем рисуют перед нами перспективы, как  прогресса, так и  регресса цивилизации. Скорее, нас ожидают разнонаправленные процессы  в одной и той же цивилизации. И в том, и в другом случае есть место для психотерапии. В одном случае мы будем больше заниматься лечением, в другом развитием. Исходя из вышесказанного, какого бы представления на будущее нашего мира мы не придерживались, у нас есть время и перспективы  развития психотерапии.  Специалисты в области психотерапии более других профессионалов подготовлены к жизни в изменяющемся обществе, в том числе, в переживающем кризисы. Ведь психотерапевты ежедневно работают с человеческими проблемами, кризисами, неуспешностью. Психотерапевты каждый день ищут и находят выходы из самых сложных и неординарных ситуаций. Сама профессия психотерапевта предполагает деятельность в постоянно изменяющихся условиях, приспособление людей к этим условиям, создание более благоприятных условий жизни. Ведь потребности людей в психотерапевтической  помощи во многом связаны с  всё больше изменяющимися условиями их жизни. А люди всё больше отрываются от привычных условий жизни в природе  и живут в специально созданных искусственных условиях         

Психотерапия известна с незапамятных времён. Современный этап  психотерапии продолжается  около двух веков. Важно обратить внимание на  преобладающую закономерность всё ускоряющегося развития. Если предыстория современной психотерапии продолжалась тысячелетия, история раннего гипноза - столетие,  история доминирования психоанализа - уже менее столетия, история бурного развития разнообразных модальностей, превращения психотерапии во множество психотерапий, - измеряется десятилетиями. Важно отметить, что в истории психотерапии все предыдущие этапы развития существуют параллельно с последующими. А новейший этап характеризует основную зону роста, оставляя возможность развития  предшествующим этапам истории психотерапии. Такое ускорение развития психотерапии позволяет нам прогнозировать её будущее лишь на десятилетия вперёд, тогда как прогноз на столетия уже затруднён.           

Возникнув в Европе, психотерапия сегодня распространилась на все континенты и продолжает своё интенсивное развитие. И если ещё совсем недавно одни страны и континенты являлись донорами психотерапии, тогда как другие реципиентами, то в последние годы и страны, ранее заимствовавшие, начинают распространять свои методы психотерапии за пределы своих границ. Психотерапия уже не имеет границ, а стала всемирным явлением. Таким образом, создаются условия для обогащения  психотерапии в каждой стране и интенсивном обмене идеями, подходами, целыми модальностями между странами и континентами.     Своё развитие, свою эволюцию продолжат  модальности уже получившие признание. В разных странах и на разных континентах будут возникать всё новые модальности и школы психотерапии. Они будут оставаться либо в рамках одной страны, либо получать международное распространение. Будут проделывать свой жизненный цикл и уходить в историю.  С нашей точки зрения, интегративность уже является основным, магистральным путем развития психотерапии ХХI века. Ведь стремление максимально полно использовать потенциал психотерапии, по сути дела, не оставляет нам других столь же перспективных возможностей. Сегодня уже можно создавать психотерапевтические поликлиники, по типу медицинских, где будут работать специалисты различных модальностей психотерапии. А такого всё нарастающего разнообразия методов, как в психотерапии, не знает ни одна помогающая специальность, ни одна профессия. Огромное, практически необозримое число методов и школ терапии приводит к необходимости заимствования в каждом направлении и школе самого важного и эффективного.

Школы, методы или, как теперь принято говорить, модальности, зарождаются, проделывают свой жизненный путь и уходят в историю? А что же остаётся?  На этот вопрос можно уверенно отвечать, что оригинальное и лучшее каждой модальностью может быть передано и усвоено  интегративными, мультимодальными, полимодальными, и другими системами психотерапии. И ещё одно важное обстоятельство, важная зона роста психотерапии. Современная психотерапия занята уже не только  эмоциональными проблемами человека и его неуспешностью.  Во множестве стран психотерапия становится более духовной. Она обслуживает духовные потребности человека новой эпохи, тем самым становясь вариантом светской духовности, светского гуманизма. И развивается наряду с религиями, параллельно им. В отличие от традиционных религий, мало изменяющихся в течение столетий и даже тысячелетий, психотерапия изменяется очень быстро согласно потребностям сегодняшнего дня. Более того, пытаясь предугадать духовные потребности завтрашнего дня. И если психотерапия ещё недавно была доступна для богатых слоёв населения и развивалась в богатых странах западного мира, то сегодня она интенсивно распространяется на средний класс и всё менее богатые страны. Важно отметить, что полноценное развитие психотерапии возможно только в демократических государствах.      

С другой стороны, за свою историю психотерапия  накопила множество технологий взаимодействия профессионала с человеком, семьёй, группой. Психотерапия заимствовала и обобщила эти технологии и разработала свой технологический аппарат. Сегодня он может использоваться во всех семи моделях психотерапии: медицинской, психологической, педагогической, социальной, философской, эзотерической и эклектической.     Мы живём в постиндустриальную эру технического прогресса. Всё новые технологические возможности входят в нашу жизнь, делая её комфортнее. Политика в области новых технических разработок строится таким образом, чтобы технические устройства были всё более просты в управлении. Весь технический прогресс осуществляется за счёт экстрапсихических технологий, внешних по отношению к нашим психологическим возможностям, нашей психике. Исходя из идей технологи?ческой сингуля?рности, технический прогресс получит новый  качественный скачёк в своём развитие, когда начнётся широкое применение  и использование внутренних психологических, психических возможностей человека, на основе которых будут создаваться интропсихические технологии.    

Таким образом, в обозримом будущем  потребность в психотерапии будет постоянно расти как в развитых странах, так и развивающихся  демократических государствах. Сама психотерапия будет развиваться всё быстрее, стремясь удовлетворить  постоянно изменяющиеся  потребности общества. Будет два основных варианта развития психотерапии. В одном случае это будет набор технологий, используемых специалистами других профессий: психологами, социальными работниками, врачами. В другом случае, это будет отдельная профессия – психотерапия.